Каждый человек, выросший на территории советского и постсоветского пространства помнит, как в детстве ставили «пуговку» на предплечье – реакцию Манту. Ее строго настрого запрещалось мочить, чесать, а через несколько дней медсестра в детском саду измеряла след от укола прозрачной линейкой. Не потеряла проба актуальность и в настоящее время. Для чего же ее делают? В нашей стране широко распространена палочка Коха (иначе – микобактерия туберкулеза) и практически 90% населения страны встречаются с ней в детском возрасте. Именно об этой встрече свидетельствует резкое увеличение папулы, образующейся в месте введения пробы. В подавляющем большинстве случаев иммунная система блокирует развитие инфекции и на память о встрече остается микроскопический кальцинат в верхней доле правого легкого, внутри которого дремлет первичный очаг туберкулеза.
За усмирение инфекции отвечают клетки иммунной системы – макрофаги. На их поверхности есть различные рецепторы, которые регулируют и направляют их работу. Одним из таких рецепторов является гликопротеин CD4, известный, как входные ворота для ВИЧ. Именно на этом микроскопическом уровне плотно переплетаются между собой две тяжелые инфекционные болезни – ВИЧ и туберкулёз. ВИЧ постепенно уничтожает клетки иммунной защиты, чем нарушает хрупкое равновесие в системе макрофаги-туберкулёз.
Туберкулёз по праву можно назвать бичом людей, живущих с ВИЧ. Заболеваемость в группе ВИЧ-положительных людей в разы превышает заболеваемость в среднем по популяции. Как уже понятно, туберкулез может развиваться и без контакта с больным, в результате активации первичного очага. Следовательно, человеку живущему с ВИЧ не спрятаться от туберкулеза даже в самых высоких социальных кругах, либо полностью изолируясь от общества.
Оставаясь без лечения, ВИЧ ведет к медленному угасанию иммунной защиты. Критической точкой снижения считается уровень ниже 350 клеток СД4, когда иммунитет уже самостоятельно не справляется с микобактерией туберкулеза и требуется подключение химиопрофилактики – противотуберкулезного препарата. Если же пациент не знает о своем заболевании или не наблюдается, дальнейшее снижение иммунитета и активация первичного очага туберкулеза (или вторичное заражение) приводят к генерализации туберкулезного процесса. Это означает, что палочки Коха с кровью, лимфой, мокротой разносятся по всем органам человека, в том числе попадают и в головной мозг. Туберкулез центральной нервной системы – одна из самых смертельных и тяжело поддающих терапии форм инфекции.
Еще один важный аспект туберкулеза – это устойчивость его возбудителя. Палочка Коха настолько давно сосуществует вместе с человеком, что научилась мастерски обходить иммунную защиту и оставаться в организме пожизненно. Достать ее химиопрепаратами непросто, так как прячется она внутри клеток иммунитета человека – тех самых макрофагах, которые призваны нас защищать. Для лечения туберкулеза не используют один препарат, даже самые простые схемы – это четыре и более антибиотика, которые назначают минимум на 6 месяцев. Однако, микобактерия очень хорошо прячутся не только от иммунной системы, но и от действия химиопрепаратов. Так появляются полирезистентные штаммы микобатерий туберкулёза, лечить которые попросту нечем.
Итак, резюмирую всё вышесказанное, можно сделать несколько важных выводов:
• ВИЧ и туберкулез существенно ухудшают прогноз и утяжеляют друг друга;
• Не обязательно контактировать с больным туберкулезом, чтобы заболеть – достаточно реактивации первичного очага (который в нашей популяции есть практически у каждого);
• Туберкулёз крайне тяжело поддаётся терапии антибактериальными препаратами.
Что можно сделать человеку с ВИЧ-инфекцией, что защитить себя от туберкулёза? Самое важное – принимать АРВТ и регулярно мониторить эффективности терапии (СД4 и вирусная нагрузка ВИЧ каждые 6 месяцев). При снижении СД4 клеток менее 350 кл/мкл – дополнительный приём химиопрофилактики туберкулёза. Каждые полгода необходимо делать флюорографию/рентген грудной клетки для наблюдения за первичным очагом туберкулёза и состоянием внутригрудных лимфоузлов. Кроме того, важно помнить, что не бывает туберкулеза только в двух локализациях – волос и ногтей, все остальные ткани и органы могут быть поражены инфекцией. И чем раньше очаг будет обнаружен, тем проще будет его излечить.
Автор: Анна Борисовна Баландина